среда, 18 марта 2015 г.

Аскер Сохт: «Для всей России настало время жить по средствам»


а.с.Общественный лидер адыгов Кубани о реальных и мнимых болячках общества, украинском апокалипсисе и рисках межнациональных конфликтов на юге страны.
- Адыгская община - одна из самых многочисленных в Краснодаре и на Кубани в целом. Большинство ее лидеров входят в состав общественной организации «Адыгэ Хасэ» или активно сотрудничают с ней. Что представляет эта структура и чем занимается?
– Краснодарская «Адыге-Хасэ» была создана в 1989 году интеллигенцией города. У нас два направления деятельности: первое - работа с адыгами на территории края, второе - с диаспорой за рубежом. Что касается нашей деятельности в крае, то в основном она реализуется в форме различных культурных мероприятий, взаимодействия со студенчеством. В Краснодаре обучается более полутора тысяч наших студентов. Совсем недавно мы открыли новый центр адыгской культуры на базе ДК железнодорожников, хотя традиционно в столице Кубани работает и другой - в Центре национальных культур, которым руководит Сафиет Шамова. Такие центры востребованы, ведь в городе проживает 15 тысяч адыгов. Кроме того, у нас есть общественные организации на территории Туапсинского, Лазаревского и Успенского районов, а также в Армавире.
На реализацию программ на территории края выделяются бюджетные средства в виде грантов, направленных на поддержку национально-культурных организаций. Традиционно деньги идут на проведение в крае ежегодного фестиваля адыгской культуры, другие культурные мероприятия.
Новацией является то, что мы проявили интерес к работе с диаспорой за рубежом. И на это также выделяются гранты. В основном это детский обмен. Мы уже привозили ребят из Турции, они отдыхали в Лазаревском, были в Краснодаре, Туапсе, Майкопе, изучали адыгскую культуру. Также и наши дети выезжали в Турцию. Посетили несколько муниципальных образований на территории этой страны. Работали специалисты в области адыгейского языка, литературы, культуры. Они проводили мастер-классы, общались с преподавателями родного языка в адыгских культурных центрах. В 2015 г. будут новые инициативы, более масштабные.

Мы вне зоны конфликтов
- На Кубани реализуется программа гармонизации межнациональных отношений, а в администрации края нет структуры, которая бы курировала этот вопрос, примерно как департамент по делам казачества?
- Думаю, она и не нужна. Вы знаете, я сам работал в администрации края три года в подобной структуре. Чем больше чиновников занимается межнациональными проблемами, тем больше межнациональных проблем возникает. Нас в отделе было 12 человек. И, по существу, многие проблемы искусственно создавались, потому что эти люди должны были найти себе работу и доказать, что не зря едят бюджетный хлеб. Здесь принцип прост: чем меньше чиновничества, тем лучше для общества. В этой области должны работать неправительственные организации при грантовой поддержке государства. Это самая разумная форма. Старая практика министерств по делам национальностей, различных департаментов вредна. Потому что эти структуры потребляют огромные бюджетные ресурсы на содержание бюрократии, при этом искусственно порождают проблемы.
- Многие эксперты критикуют межнациональную политику государства на Северном Кавказе, частью которого, как ни крути, является и Краснодарский край. Ваше отношение к самому острому вопросу Северного Кавказа?
- Дело в том, что специфика общественно-политической ситуации в различных регионах Северного Кавказа весьма различная. И сделать какие-то обобщения невозможно, потому что ситуация в Краснодарском крае и Республике Адыгея несопоставима с положением дел в Ингушетии, Дагестане, Чечне, в зоне осетино-ингушского конфликта и так далее.
Там зоны постконфликтные, погибли тысячи людей, проводились и проводятся
контртеррористические операции, задействовано очень много сил, которые реализуют свои собственные программы. Специ-
фика же Краснодарского края и Адыгеи как единого культурно-политического пространства в том, что за 25-летний период глобальных перемен в нашей стране не была утеряна управляемость общественными процессами в любой форме.
Основной фактор, который способствовал сохранению этой стабильности в течение 25-летнего периода, - вменяемое общество и адекватная власть. Плюс в целом устоявшиеся социальные и культурные связи общества.

Угроза идет извне
- Сегодня страна оказалась в сложном экономическом положении. В регионах разрабатываются так называемые «антикризисные» планы, и вы наверняка уже ознакомились с этими документами. Что скажете об их содержании?
- По образованию я историк, поэтому не стану вторгаться в сферу экономики. Могу лишь заметить, что природные ресурсы, которыми богата наша страна, очевидно, не наша заслуга, а дар природы. Долгие годы именно продажа природных ресурсов - нефти, газа - наполняла российский бюджет. Конъюнктура мирового рынка изменилась, и настало время жить по средствам. Сегодня это стало очевидно всем.
- Во многих интервью и публичных выступлениях вы утверждаете, что в основе возникновения любого межнационального конфликта лежит экономический фактор. В стране сейчас кризис. Можно ли сделать какие-то средне- и долгосрочные прогнозы по поводу рисков возникновения межнациональных конфликтов?
- Как я отметил, текущий экономический кризис в основном обусловлен диспропорциями развития российской экономики. Сырьевой сектор в нем играл ведущую роль. Между тем ее реальный сектор обеспечивал основную занятость населения. Сегодня мы живем по средствам. Это уровень жизни,
обусловленный уровнем развития российской экономики. Не вижу предпосылок, которые могли бы погрузить нашу страну в экономический коллапс и до предела способны обострить социальные проблемы, тем самым поставить под угрозу систему жизнеобеспечения всей страны. Но именно такой фон легко активирует реальные и мнимые болячки общества. Создает условия социальной и межнациональной напряженности. Мне представляется, сегодня реальная угроза исходит скорее от внешних факторов. Текущий кризис международных отношений в полной мере можно характеризовать как продолжение холодной войны, а сопровождающая его информационная агрессия создает реальные угрозы. В контексте информационной войны возможны различные кампании, направленные в том числе на обострение межнациональных отношений. И не только из-за рубежа. У нас достаточно доморощенных политиканов и экспертов, источающих ненависть и вражду.

Школа не место для религии
- В Краснодарском крае который год региональные власти хотят сделать обязательным для преподавания в школах курс «Основы православной культуры». Ваше отношение к урокам религии в общеобразовательных учреждениях?
- Церковь в нашей стране отделена от государства, потому религиозное образование не может быть привнесено в систему среднего образования. Между тем мировые религии традиционно изучаются в рамках курсов истории и обществознания. И этого достаточно. Те, кто стремится получить полноценное религиозное образование, должны получать его в образовательных учреждениях конфессии, которая соответствует культурной традиции того или иного народа.
- Вы много занимаетесь проблемами сирийских черкесов, прибывающих на Юг России. Многие из них не являются носителями русского языка. В связи с ужесточением миграционного законодательства и введением обязательных экзаменов у них могут возникнуть проблемы. Готовы ли сирийские черкесы к таким испытаниям и как проходит процесс их адаптации в нашей стране?
- Мы приступили к решению этой проблемы с первых дней прибытия наших соотечественников в Россию. Необходимость знания русского языка, как известно, обусловлена даже не столько нормами закона, сколько самой жизнью. Поэтому мы организовали курсы по изучению русского языка, которые вел преподаватель Кубанского государственного университета. Наибольших успехов достигли, конечно, дети, которые обучаются в средних школах, и студенты высших учебных заведений. Оценивая темпы интеграции черкесов Сирии в России, могу выразить уверенность, что как социокультурная группа они исчезнут, растворившись в адыгском населении, в течение ближайших лет. Как это ранее произошло с черкесами из Косово и репатриантами из других стран. В качестве иллюстрации хотел бы привести пример Кабартай Ибрагима, в прошлом руководителя химической лаборатории Университета Алеппо. Он прибыл в Россию два года назад. Слабо владел адыгским языком, русского не знал. Сегодня он преподает курс химии в Кубанском государственном университете - естественно, на русском языке. При этом владеет арабским, английским, французским. Как видим, сама жизнь его заставила в кратчайшие сроки выучить русский язык. Сегодня он в привычной для себя научной среде, обзаводится социальными связями, перенимает научный опыт и делится им. Таких примеров могу привести множество. Обусловлено это тем, что адыги Сирии попали в родную среду, где имеются благоприятная социально-психологическая обстановка, культурное, лингвистическое и ценностное единство.  К тому же мы не позволили ни одному человеку оказаться наедине со своими проблемами.

Савве нужно вернуться
- В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин уделил много времени вопросу формирования и усиления влияния гражданского общества в стране. На ваш взгляд, те проблемы, о которых упоминал глава государства, начали решаться? И как вы оцениваете состояние гражданского общества в Республике Адыгея и Краснодарском крае?
- Безусловно, в Адыгее и на Кубани действует мощная интеллектуальная элита, выражающая чаяния наших народов, но институты гражданского общества слабы, не имеют должной поддержки государства, прежде всего в финансовой сфере. Выделяемые грантовые ресурсы недостаточны и во многом носят символический характер. Что касается взаимодействия с властями, дефицита общения у нас нет. Зато имеется нехватка ресурсов для реализации уставных целей наших неправительственных организаций.
- Сейчас многие обсуждают отъезд на Украину профессора Саввы. Что скажете об этом?
- Не стал бы объединять эти события. С профессором Саввой я знаком со студенческих лет. Позже он был моим непосредственным начальником в период работы в администрации Краснодарского края. Михаил Савва не правозащитник, он государственный чиновник, который оказался вне власти. Его деятельность состояла в стимулировании ксенофобии в региональной политике и придании ей благообразных форм, что не имеет ничего общего с философией правозащитного движения. Это вызывало постоянные дискуссии по тем проблемам, которые приходилось нам решать, работая в управлении по делам национальностей администрации Краснодарского края. Вместе с тем внутренние убеждения человека и его личные человеческие качества - вещи различные. При всех наших разногласиях я испытывал уважение к нему, так как он был способен окружать себя людьми разных взглядов и всегда готов был к дискуссиям, отстаивая свою позицию. Он был вменяемым, и его возможно было убедить. Его текущий конфликт с государством для меня необъясним. Возможно, Михаил Савва попал в окружение людей не очень порядочных, его в конце концов подставили, вероятен и личностный конфликт. В конечном итоге тот факт, что Савва покинул Россию, наносит большой урон репутации нашей страны. Я думаю, конфликт необходимо цивилизованно урегулировать, а ему вернуться на родину и в семью. Пользуясь случаем, рекомендовал бы ему не переходить грань, не позволять втягивать себя в информационную войну против России. Обратиться в ближайшее дипломатическое представительство нашей страны для урегулирования проблемы.

Украинский апокалипсис
- Как вы оцениваете ситуацию на Украине? Что, по вашему мнению, стало главной причиной начала войны?
- Это одна из острейших тем, активно обсуждаемых в нашей стране. Общая канва политических событий хорошо известна. Не стану повторять все это. Но хотел бы обратить внимание на ряд аспектов украинского кризиса. В недавнем интервью «Голосу Америки» американский конгрессмен, республиканец Дана Рорабахер – председатель подкомитета Конгресса США по Европе, Евразии и возникающим угрозам - отметил: «По ряду вопросов я очень сильно расхожусь во мнениях с президентом США, но никогда мне не приходила в голову идея о том, что мы должны собрать толпу протестующих, изгнать его из Белого дома и устроить хаос в стране». В этом же интервью он отметил недопустимость практики, когда «в обществе можно создавать турбулентность, если законно избранный лидер делает что-то, c чем они не согласны».
Именно это произошло на Украине. Отсутствие политической культуры, неправовое сознание, ставка на насилие как «легитимный» и «приемлемый» механизм достижения политических целей вверг Украину в текущий кровопролитный кризис. Также обратил бы внимание на одну существенную особенность украинской политической элиты. Все, без исключения, участники политического процесса в Украине с упорством, достойным иного применения, предпринимают титанические усилия по втягиванию во внутриукраинский политический процесс иностранных государств. В результате украинские политики не только дестабилизировали ситуацию в стране, но и ввергли мир в беспрецедентную конфронтацию.
- Всеобщее повышение цен и падение рубля многие называют нашей «платой за Крым». Вы тоже так думаете?
- Не согласен с этой оценкой. Сырьевая экономика имела пределы своего развития. Ее время прошло. Возврата к золотому дождю нефтедолларов не будет. В свою очередь самоопределение Крыма основано на безусловном праве жителей полуострова свободно устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. И Крым свой выбор сделал.

досье «Юг Times»

Сохт Аскер Казбекович - председатель Краснодарской краевой общественной организации «Адыге Хасэ».
Родился 6 декабря 1967 года в Адыгейской автономной области Краснодарского края. В 1985 году поступил на исторический факультет Адыгейского государственного университета (бывший АПИ).
С 1992 года после получения высшего образования работал в Управлении по делам национальностей администрации Краснодарского края. Позднее занимался предпринимательской деятельностью.
В 2002 года - руководитель пресс-службы президента Республики Адыгея Хазрета Совмена.
В 2003 году на съезде общественно-политического движения «Адыгэ Хасэ» был избран председателем.
В 2010 году был в числе тех, кто выразил отношение к эмблеме Олимпиады-2014. В частности члены «Адыге Хасэ» были недовольны тем, что в символике Игр не был отражен черкесский культурный элемент.
В 2012 году подписал обращение Координационного совета черкесских общественных организаций РФ к Президенту РФ Владимиру Путину, в котором была выражена обеспокоенность обострением внутрисирийского конфликта и высказана просьба начать реализацию мер, предусмотренных планом по эвакуации соотечественников из Сирии. Посетил Сирийскую Арабскую Республику в составе делегации Совета Федерации ФС РФ. В составе делегации Государственной думы РФ принимал участие в работе Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
С 2012 года участвует в расселении семей репатриантов из Сирии и обустройстве их в аулах Адыгеи. Во многом благодаря ему процесс репатриации черкесов Сирии в Адыгею протекает безболезненно в рамках правового поля.

Юрий Савичев

Asker Sokht: “For Russia, the Time Is Ripe to Live Within Means”

Asker Sokht, head of Krasnodar regional public organization Adyghe Khase, member of the Coordinating Committee on cooperation with civil society institutions at the Speaker of the Federation Council, speaks on religion and school, real and sham diseases of the society, and risks of interethnic conflicts in the southern regions of the country.
“The Adyghe Khase [public ‘parliament’ of the Circassian people] in Krasnodar was founded in 1989 by the intellectuals that live in the city. The scope of our activity includes the Adghe people living in Krasnodar krai, and the Circassian diaspora abroad.”
Q.: Many experts criticize the federal centre’s interethnic policy in the North Caucasus, whose part Krasnodar krai is. What is your personal attitude to the acutest problem of the North Caucasus?
A.: The thing is that the social and political situation in different regions of the North Caucasus is different, so I cannot make any generalizations – the situation in Krasnodar krai and Republic of Adyghea is incomparable to that in Ingushetia, Dagestan, Chechnya, in the zone of the Ossetian-Ingush conflict, and so on.
The peculiarity of Krasnodar krai and Adyghea as a single cultural and political space is that for the 25 years of global changes nationwide we have managed not to lose the controllability over the public processes in any form. 
Q.: Today Russia is facing great economic challenges. The regions are developing the so-called ‘anti-crisis’ plans, and you must have looked through these documents. What can you say about them?
A.: I am a historian by education, so let me not interfere with economics. I can just note that the natural resources Russia is rich in are obviously not our merit – they were given us by Nature. For many years, it was sales of the natural resources – oil and gas – that had been filling the federal budget. Now the world market conditions have changed, and the time has become ripe to live within means. It has become obvious.

Обсуждение
Добавить комментарий:
Ваше имя:
E-mail:
Сообщение
Проверочный код:

Комментариев нет:

Отправить комментарий